Главная Власть Reset перезагрузки

Reset перезагрузки

E-mail Печать PDF

Разработанная в самом начале президентства Дмитрия Медведева новая Концепция внешней политики говорила о том, что США остаются для России одним из главных приоритетов, что определялось мировой военно-политической и экономической повесткой дня.

Желательным вектором развития российско-американских отношений был назван переход от «стратегического соперничества» к «стратегическому партнерству».

Однако поддержка американцами грузинской агрессии против миротворцев и мирного населения в Южной Осетии привели к фактической заморозке отношений между Россией и США в последние месяцы президентства Буша.

Осенью 2008 года президентом США становится Барак Обама, который объявляет о пересмотре внешнеполитического курса администрации Дж.Буша, в том числе и по отношению к России.

Американская инициатива «перезагрузки» российско-американских нашла позитивный отклик и в России. В рамках первой встречи президентов России и США было принято «Совместное заявление об общих рамках российско-американских отношениях», которое было направлено на всестороннее сотрудничество.

Кроме того, России и США удается подписать и ратифицировать договор СНВ-3 и договориться о транзите невоенных грузов НАТО через территорию России.

Однако постепенно перманентная эйфория начинает тонуть в реальности. Приход Б.Обамы в Белой Дом символизировал лишь имитацию перемен.
Фактически США не отходит от своих концептуальных основ обеспечения национальной безопасности и проведения внешней политики.

России удается договориться с США по вопросам, консенсус по которым очевиден: международный терроризм, борьба с наркотрафиком, противодействие глобальным вызовам и угрозам, сокращение вооружений.

Однако стратегические вопросы по-прежнему остаются открытыми:
• Расширение НАТО. В 2009 году НАТО идет на очередное расширение, принимая в Альянс Албанию и Хорватию. В мае 2012 года на Саммите НАТО в Чикаго принимается решение о дальнейшем расширении Альянса за счет стран Южной Европы, а, возможно, и Грузии.
• Система ПРО. На современном этапе завершена первая фаза установки системы ПРО в Европе. Россия до сих пор не получила никаких юридических гарантий о ненаправленности ПРО. Кроме того, технические характеристики поражающих элементов ПРО явно занижены в официальных источниках, о чем свидетельствуют многочисленные испытания ракет и ракетоносителей.
• Также назревает конфликт установки похожих элементов ПРО на Дальнем Востоке.
• Проблема обычных вооружений и стратегической авиации. В рамках Альянса происходит активная переброска военного контингента из Западной Европы в Восточную Европу. За последние несколько лет модернизировалось несколько авиабаз НАТО у границ России, стратегическая авиация НАТО увеличилась на 20 %.
• Проблема постсоветского пространства. США всячески пытаются ослабить роль России в регионах Центральной Азии и Южного Кавказа.

Краткий обзор российско-американских отношений за последние двадцать лет показал, что фактически отношения развиваются синусоидальным образом, когда некое улучшение заменяется глубоким кризисом взаимопонимания.

На современном этапе ситуация скорее всего будет только ухудшаться, предупреждает обозреватель Центра стратегических оценок и прогнозов максим Юраков. В силу того, что вышеперечисленные разногласия стали достаточно очевидны, ситуация усугубляется еще экономическими потрясениями и действиями США на Ближнем Востоке.

Если ливийская проблема ушла в прошлое, то сирийский и иранский вопросы только набирают обороты. Развитие ситуации в этих странах может изменить не только парадигму российско-американских отношений, но и мировую политическую конъюнктуру.