Главная Власть Воспитывать солдат

Воспитывать солдат

E-mail Печать PDF

Министр обороны России Сергей Шойгу объявил о намерении вернуть в армию офицеров-воспитателей.

Шойгу считает, что принципиально важно готовить офицеров-воспитателей, а не относиться к ним, как к «рудименту советского времени» и «замам по общим вопросам». «Это должен быть профессионал. Он обязан знать, как живет солдат, чем живет, кто из личного состава курит, кто пьет, какая у ребят дома обстановка. Он должен уметь работать с душой солдата», - уверен министр обороны.

Готовить офицеров-воспитателей скорее всего, будут в одном из гражданских вузов. Однако Шойгу не исключает, что обучение может быть доверено и военному университету.

В 2009 году в рамках реформы российской армии было сокращено до 70 процентов должностей офицеров-воспитателей. В 2010 году был понижен статус Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны РФ. ГУВР был преобразован в управление при Главном управлении кадров Минобороны, а около 40 процентов его штатных должностей переведено из офицерских в гражданские.

Когда–то Временное правительство завело в армии комиссаров. Большевики, создавая Красную Армию, воспользовались опытом своих незадачливых предшественников и также ввели должность комиссара. Это был представитель партии в войсках, обязанный зорко следить за тем, чтобы не убежали к белым «военспецы» из бывших царских офицеров, командир не вздумал поиграть в батьку Махно, а личный состав не подался в лесные убежища дезертиров.

Со временем, после целого ряда экспериментов, комиссар превратился в заместителя командира по политической части, замполита. В позднесоветский период появилась шутка – замполиту стоит только рот закрыть, и его рабочее место убрано. На самом деле, как позже выяснилось, хороший замполит очень много значил для поддержания порядка в части.

В постсоветскую эпоху замполиты превратились в заместителей командира по работе с личным составом, или, как шутили в войсках, по борьбе с личным составом, и в офицеров - воспитателей.

Вот только с каждым годом выполнять воспитательные задачи им становилось все труднее. Наверное, замполитам 1953 года трудно было бы представить, скажем, масштаб нынешней наркомании среди призывников, или то, во что превращается подразделение, в коем имеется кавказское землячество…

Так что забот у офицеров–воспитателей хватит, они действительно нужны армии. Но насколько уместно готовить их в гражданском вузе к погружению в очень суровые армейские реалии?