Новый министр финансов Кипра Харрис Георгиадис рассказал в интервью о подорванной банковский системе Кипра и целесообразности "шоковой терапии" на острове, навязанной партнерами по зоне евро.
―
― В нормальные времена этот пост был бы пиком карьеры для любого политика.
― Пост, о котором можно только мечтать?
― Вот именно. Но возможности насладиться подобными ощущениями у меня пока еще не было, ведь мы находимся в глубоком кризисе.
― На прошлой неделе ходили слухи, что на сбережения граждан будет наложен еще один дополнительный налог,
― Доверие к банковской системе действительно подорвано. Та "стрижка", которой подверглись вклады в нашем банковском секторе, была поистине беспрецедентной, причем и в глобальном масштабе. Однако мне кажется, что стоило бы отметить, насколько спокойно и рассудительно люди на это отреагировали. Опасения по поводу того, что после открытия банков начнутся волнения, не оправдались.
― "Стрижка" депозитов, закрытие банков, контроль за движением капитала: что все это значит для валютного союза и для евро?
― Оценку этому со временем еще предстоит дать историкам. В любом случае это стало фундаментальным решением и поворотным событием в истории европейской интеграции. Хотя оно затрагивает маленькое государство, но все же речь при этом идет о принципе. В будущем придется ответить на вопрос, было ли данное решение мудрым.
― Удивляет ли вас то, что теперь многие люди в зоне евро боятся за судьбу своих денег?
― Именно поэтому речь идет о решении, вызывающем сожаление, ― не только на Кипре, который сейчас платит эту высокую цену непосредственно, но и по всей Европе в целом. Например, я не представляю себе, как после этого может развиваться тема банковского союза. Но сейчас я могу не ломать себе голову по этому поводу. Для меня приоритет ― снова вдохнуть жизнь в нашу экономику.
― Что означает так называемый "пакет помощи": спасение Кипра или же его крах?
― Нам предстоит трудный путь. Но проблемы у нас были и до кризиса. Наша экономика слабела, росла безработица. Естественно, требовалась терапия. Но то, что мы переживаем сегодня, ― "шоковая терапия". Будет больно. Эта программа не была нашим решением, другого выбора у нас просто не было. Но мы должны претворить ее в жизнь, какой бы болезненной и проблемной она ни была.
― Некоторые кипрские политики требуют выхода страны из зоны евро.
― Это не вариант. Выход из евро стал бы разрушительным сценарием для киприотов и катастрофическим сценарием развития для зоны евро в целом.
Handelsblatt, перевод Александра ПОЛОЦКОГО