Главная Мониторинг прессы Расплата по долгам не принесет процветания

Расплата по долгам не принесет процветания

E-mail Печать PDF

Будущее налоговой политики — одна из двух основных тем весенней сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка, с 15 апреля проходящей в Вашингтоне. 2013 год станет первым за последние два десятилетия, когда мировой госдолг в результате всемирной "фискальной консолидации" начнет снижаться. Дискуссии в МВФ и ВБ показывают, насколько нестабилен этот результат: меры, аналогичные "бюджетному правилу" в РФ, уже действуют в большинстве стран мира и будут усложняться, но в качестве источника роста они малоубедительны.

Будущее налоговой политики в мировой экономике — одна из двух основных тем весенней сессии группы ВБ и МВФ наряду с обсуждением новых подходов к макроэкономической политике. Накануне старт налоговой теме дала публикация очередного "Налогового монитора" МВФ, вчера глава фонда Кристин Лагард открыла Налоговый форум МВФ. Бюджетно-налоговой теме посвящен и ряд рабочих семинаров МВФ и ВБ — для макроэкономистов наиболее важны двухдневный семинар Джорджа Акерлофа, Дэвида Ромера, Джозефа Стиглица и главного экономиста МВФ Оливье Бланшара. 21—22 апреля темы "сомкнутся" на совместном семинаре МВФ и ВБ о долгосрочных аспектах налогово-бюджетной политики развитых стран — основном вопросе для экономистов всего мира, который можно сформулировать так: "Как расплачиваться по долгам 2000-х?"

Карло Котарелли, глава налогового департамента МВФ, днем 16 апреля представил, пожалуй, наиболее громкую новость сессии: по последним расчетам фонда (предыдущие публиковались в январе), именно в 2013 году в результате охватившей в той или иной степени все крупные экономики мира в 2008—2012 годах "фискальной консолидации" мировой госдолг начнет снижаться. Согласно данным Fiscal Monitor, валовой госдолг в мире составит 79,3% ВВП против 81,1% в 2012 году (и 67,5% — в 2008 году; рост мирового госдолга начался в 2007-м) и в 2014-м его медленное снижение продолжится. Сократится до 3,5% ВВП в 2013 году и до 3% ВВП в 2014 году средний дефицит консолидированного бюджета.

Лишь десять экономик в 2013-м продолжат быстро наращивать госдолг — в их случае он уже превышает 90% ВВП. "Это хорошие новости, что речь идет лишь о десяти странах мира,— заявил Карло Котарелли.— Плохие новости в том, что эти страны составляют 40% мирового ВВП". Речь идет о США, Японии, Великобритании и семи странах зоны евро, включая Францию, Италию, Испанию и Бельгию. Экономист МВФ отметил, что из "десятки" только Япония пока не объявила о "фискальной консолидации" (это по планам японского правительства произойдет летом 2013 года). Но в целом мировая кампания по "фискальной консолидации", проводимая под эгидой G8, форума финансовой стабильности и МВФ, удалась.

Правительства большинства стран мира, как констатировал обзор МВФ еще в ноябре 2012 года, либо регламентировали бюджетный дефицит и уровень госрасходов, либо уточнили и ужесточили правила. В Fiscal Monitor российское "бюджетное правило" уже учтено и оценено (вопреки дискуссиям в правительстве РФ в 2012 году вокруг него) как "умеренная налоговая консолидация", вполне типичная для большинства стран. Ряд стран ЕС, в том числе Великобритания и Италия, пошли несколько дальше, взяв за основу регулирования более сложные модели "циклического" дефицита. Их актуальность сейчас обсуждают в МВФ, как и другие популярные новшества, не чуждые и России, например новые схемы консолидации финансового надзора ("мегарегулятор" на базе ЦБ РФ).

При этом "фискальная консолидация" лишь способ стабилизации — сработавший, предотвративший катастрофическое развитие событий и даже позволивший предположительно с 2014 года вернуться к вполне приемлемому росту мирового ВВП на 4% в год (см. "Ъ" от 16 апреля). Однако, по почти единому мнению экономистов на весенней сессии МВФ, проблема накопленного за пределами "фискальной консолидации" госдолга эффективно решается лишь более высокими темпами неинфляционного экономического роста. Сама по себе инфляция (МВФ рассчитывал влияние роста мировой инфляции к 2017 году до 4,4% с нынешних 1,6%) способна сколько-нибудь значимо сократить лишь чистый госдолг Японии (на 22% за пять лет) и Италии (на 17%). Для США, Франции, Германии, Великобритании снижение чистого госдолга на 10% мало что дает, как и его реструктуризация. Ресурсы же снижения долга через приватизацию нефинансовых активов из крупных экономик есть только у Японии, Италии и Франции.

Хрупкость достигнутой стабильности также подчеркивают расчеты МВФ по "валовым финансовым потребностям" крупнейших стран (сумма дефицита бюджета и текущих выплат по госдолгу). Среди развитых стран абсолютным рекордсменом по этому показателю на 2013 год является Япония (59% ВВП, в 2015 году — 54,8%), Италия (27,8%, в 2015 году — 28,3%) и США (25,2%, в 2015 году — 24%). Среди развивающихся экономик это Египет (37,4%), Пакистан (33,2%) и Иордания (31,8%), в десятке "лидеров" также Украина, Бразилия, Индия и Южная Африка. Они же в отличие от России, где "валовые финансовые потребности" в 2013—2014 годах МВФ оценивает в 1,6—2,1% ВВП, первые кандидаты на проблемы с бюджетом в случае очередного витка нестабильности в мировых финансах.

Дмитрий БУТРИН

Расплата по долгам не принесет процветания