Главная Мониторинг прессы Андрей Коноплев, «ВТБ Лизинг»: «Американцы очень расстроились - искали сланцевую нефть, а обычная им не нужна»

Андрей Коноплев, «ВТБ Лизинг»: «Американцы очень расстроились - искали сланцевую нефть, а обычная им не нужна»

E-mail Печать PDF

— Хотя бы просто потому, что Honghua — второй по величине покупатель комплектующих в мире. Они закупают очень много, поэтому у них минимальные цены. Это раз. Два — у них эффективная инженерная база. Поэтому они могут быстро перекомпоновать свои буровые под желание заказчика. Прямо так на планшете подвигали, сохранили модель, и готово — тут же соберут.

— Уже выбрали производственную площадку?

— Да.

— Где?

— В Башкирии, в городе Ишимбай, завод "Витязь", он входит в структуру "Уралвагонзавода". Китайцы объезжали несколько точек, которые предложил УВЗ, выбрали эту как самую технически подготовленную. И логистика там достаточно удобная. Это исторически нефтесервисный регион, там есть и хорошие инженеры, и производители комплектующих. И плюс достаточно быстро администрация республики предложила китайской стороне определенный набор преференций. Это очень важно. До этого Honghua 2,5 года потратила в попытках начать производство в свободной экономической зоне в Поволжье. Сделали бизнес-план, прошли через администрацию и столкнулись с проблемой электрификации — строить подстанцию в чистом поле. На площадке УВЗ это полноценное действующее предприятие.

— Когда начнут производство?

— Прилагаем все усилия, чтобы летом были произведены первые буровые установки. У нас жесткие сроки поставки, в ноябре уже должны быть первые буровые.

— И сколько буровых хотят?

— В общей сложности около сорока до 2015 года.

— А Honghua имеет какое-то отношение к тем 30 буровым для "Северной экспедиции"?

— Да, они как раз их и производили. Мы были с ними связаны вопросами шеф-монтажа, гарантийного обслуживания, снабжения запчастями.

— То есть у вас еще по тем 30 установкам какой-то с ними договор заключен, контракт?

— Сейчас уже нет, потому что у нас теперь есть собственная техническая группа, мы уже сами знаем, где покупать запчасти, сами имеем возможность организовать ремонт. Но отношения все равно остались. А главное, приходит клиент, который говорит: "Мне бы установку такую-то". Когда у нас отлажен процесс и покупки, и документации, и логистики с Honghua, то нам легче там купить у них, чем искать установки на другом предприятии, с которым мы не работали. Особенно если заказ большой. А одна буровая — это целый железнодорожный состав. Плюс это все-таки крупнейший китайский экспортер и второй по величине производитель буровых в мире.

— А каковы сейчас обязательства "ВТБ Лизинг" по тем 30 буровым?

— Это наша собственность, и мы ее передали в аренду.

— То есть они не проданы, а в аренде и на вашем балансе остаются?

— Да. Они и будут находиться там, я думаю, еще лет десять минимум. Тут вопрос в российской амортизации. Обычно за 3—7 лет установка амортизируется в ноль, то есть она в балансе будет у нас стоить 100 руб. А реально промышленная амортизация намного больше. В России сейчас 60% парка — это буровые установки со сроком жизни выше 25 лет. А адекватный срок жизни — это 15—18 лет.

— Сейчас главное событие на нефтегазовом рынке — поглощение ТНК-ВР "Роснефтью". Как это отразится на вашем бизнесе? Вы же работали с подрядчиками ТНК-ВР, насколько мне известно.

— Да, работаем. С "Оренбургской буровой компанией" и с "Газпром бурением". У "Роснефти" свое буровое подразделение — "РН-бурение", но одна она не обладает мощностью, чтобы обеспечить все потребности "Роснефти". У "Роснефти" есть еще шесть или семь крупных буровых подрядчиков.

— Так и логично "Роснефти" перевести все работы на месторождениях ТНК-ВР под своих подрядчиков, разве нет?

— Они не могут просто взять и передислоцировать буровые из одного конца страны в другой. Это просто нецелесообразно. Сейчас в Оренбургской области работает примерно 20 тяжелых станков. Просто взять и перевезти такие установки обойдется в 60—70 млн долл., да и нет сейчас в стране такого количества свободных буровых.

— Вы чувствуете спрос на новые технологии? Приходят заказчики и говорят, например, дайте станок под бурение на сланцевую нефть? Или еще какие-нибудь экзотические заказы?

— На наших станках бурят и на газ, и на нефть. И на сланцевую нефть в том числе. На одной из установок искали эту сланцевую нефть, нашли обычную. Заказчиком была американская компания, которая получила лицензию где-то в Поволжье. Наняли одного из наших клиентов, те им искали-искали, нашли обычную нефть. Американцы очень расстроились — искали сланцевую нефть, а обычная им не особо нужна. Сланцевый газ и нефть предполагают горизонтальное бурение.

— И все? Нет спроса на ноу-хау?

— Очень востребованная услуга сейчас — телеметрия. У нас есть очень динамично развивающийся клиент, которому мы помогаем инвестировать в геодезию и телеметрию. Но это финансовый лизинг. Сроки по окупаемости там очень хорошие. За четыре года они могут окупить практически любой объем инвестиций. Очень интересный сегмент. У нас есть идея поставки оборудования для гидроразрывов, потому что у нас есть доступ к такой технологии и возможность предоставлять ее в Россию. Но это как раз к теме сланцевой нефти и пока что перспектива. Буровые установки, которые у "ВТБ Лизинг", соответствуют техническим требованиям и могут осуществлять данное бурение.

— А какой вклад лизинга нефтегазового оборудования в общий бизнес "ВТБ Лизинг"?

— Пока меньше 10% от выручки. Но мы планируем, что он вырастет до 15—20%. Основные направления — подвижные составы и авиатранспортное. Активно развиваем направления грузового и легкового транспорта, спецтехники.