Первый снимает запрет на выход учредителей банка из состава его участнико..." /> Нужен общий порядок
Главная Мониторинг прессы Нужен общий порядок

Нужен общий порядок

E-mail Печать PDF

Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, которые вносят поправки в Закон "О банках и банковской деятельности". Первый снимает запрет на выход учредителей банка из состава его участников в течение первых трех лет со дня его госрегистрации.

По мнению правительства, эта норма устарела и носит формальный характер, поскольку не запрещает в течение срока действия ограничения уменьшать долю учредителя до сколь угодно малых размеров. При этом такое требование распространяется только на инвесторов, участвующих в создании банка, и не распространяется на случаи смены его собственников в последующем порядке по истечении установленного периода времени.

— Это очередной шаг на пути унификации российских законов в соответствии с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), — отметил председатель правления банка "Интеркоммерц" Александр Бугаевский. — При этом нововведения не приведут к каким-либо изменениям в секторе, поскольку запрет носит формальный характер — учредителю не было запрещено снижать свою долю до любого минимального размера. Кроме этого, требование не распространяется на случаи смены собственников.

С тем, что изменения вряд ли серьезно повлияют на банковский сектор, согласился и гендиректор ВТБ Регистратор Константин Петров. По его словам, количество вновь регистрируемых банков очень мало: в 2012-м их появилось только 3 плюс еще шесть небанковских кредитных организаций. Эксперт отметил тенденцию к сокращению числа банков в России: по состоянию на 1 февраля 2013 года в России действуют 896 коммерческих банков, тогда как год назад их было 922.

Второй законопроект позволяет Банку России не вводить ограничения для банков с участием иностранных инвесторов из стран-членов ОЭСР. Сейчас регулятор вправе по согласованию с правительством устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности. Поправки сохраняют за ЦБ такое право только в том случае, если иное не предусмотрено международными соглашениями РФ.

— После присоединения к ВТО Россия готовится к вступлению в ОЭСР, и в рамках этого процесса, который длится не один год, комитеты ОЭСР и российские ведомства проводят оценку состояния дел, вырабатывают пути решения спорных ситуаций, — отметил Александр Бугаевский. — Принятый в первом чтении законопроект является следствием этих переговоров, приведением законодательств к единому знаменателю. Все эти инициативы должны привести к повышению инвестиционной привлекательности России и увеличению транспарентности ее законодательства.

Константин Петров добавил, что изменения будут благоприятно восприняты зарубежными потенциальными инвесторами, для которых любое отличие в регулировании по сравнению с локальными акционерами воспринимается весьма болезненно, особенно в банковской сфере, где конкуренция очень высока и многие ее не выдерживают.

На соблюдение принципов ОЭСР направлена и новая инициатива минфина: ведомство предложило ввести 50-процентную квоту иностранного участия в совокупном уставном капитале российских банков, что позволит устранить пробелы в правовом регулировании. Сейчас такой квоты для банков нет. Изменения предлагается внести также в Закон "О банках и банковской деятельности". Сегодня он предусматривает введение по предложению правительства квоты, рассчитываемой как отношение суммы капитала нерезидентов в уставных капиталах банков и филиалах иностранных банков к совокупному уставному капиталу банков, зарегистрированных в РФ. Хотя действующее законодательство об иностранных инвестициях не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки РФ.

Квота действовала в России до 2002 года и была установлена на уровне 12%, однако на практике не применялась, так как на тот момент доля нерезидентов в капитале банков была ниже этой планки. По итогам 2012 года доля нерезидентов в капитале российских банков составила 27%. По мнению аналитика Инвесткафе Екатерины Кондрашовой, если законопроект будет принят, то это не только позволит сохранить российским инвесторам контролирующую долю в банках (в том числе и государству, если его пакет максимальный), но и будет способствовать предотвращению оттока капитала из кредитной организации в случае возникновения проблем в материнском банке.