Уже к лету этого года европейские страны могут отказаться от банковской тайны. Не исключено, что к этой акции присоединится и Россия, предполагают эксперты "РГ".
Наши партнеры собираются обсудить этот вопрос в мае на саммите Евросоюза. Речь идет о создании общеевропейской системы обмена банковскими данными, то есть раскрытия информации о вкладчиках. Нашей стране это поможет в борьбе с коррупцией, поясняют эксперты. И напоминают, что наступление на налоговых уклонистов разворачивается не только в границах ЕС, но и в рамках "большой восьмерки" и "двадцатки", членами которых является наша страна.
Сейчас понятие банковской тайны в российском законодательстве прописано в Гражданском кодексе и в Законе "О банках и банковской деятельности", поясняет эксперт "РГ", юрист в сфере финансов Кира Гин-Барисявичене. Заключается она в том, что кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их представителям. В особых случаях — например, при проведении налоговой проверки, эту информацию могут получить и представители госорганов.
И если кредитная организация нарушит соблюдение банковской тайны, то клиент, права которого нарушены, вправе потребовать возмещения причиненных убытков, уточняет Кира Гин-Барисявичене.
За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.
И вот на это святое в финансовом мире понятие покусились европейцы. "Банковская тайна устарела", — заявил на днях министр финансов Франции Пьер Московиси.
Но эксперты "РГ" не считают, что европейские предложения угрожают добропорядочным вкладчикам. В США такая система действует уже три года, рассказал вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Американские власти наделены правом запросить информацию о своих налогоплательщиках практически во всем мире. Но только если есть реальная почва для проверки — например, расследование по уголовному делу. И если у ЕС все получится, Россия могла бы тоже принять участие в построении общей системы данных, считает Иванов. Это поможет, кстати, реализации президентского законопроекта о запрете чиновникам иметь счета за рубежом. Сейчас проверить наличие таких счетов сложно, а если мы вольемся в общую европейскую систему, выполнить установку будет легче, отмечает Иванов. Правда, тогда европейцы получат право проверять и российские финансовые структуры.
Возникает вопрос — а почему бы человеку не спрятать свои деньги подальше от любопытных глаз, например, в какие-нибудь офшорные зоны в Тихом океане? "Чтобы этого избежать, нужно выстраивать "стену" между развитыми финансовыми рынками и всеми остальными", — говорит Иванов. Если вкладчик сотрудничает с непрозрачным финансовым институтом, то доходы, которые туда перечисляются, должны облагаться специальным налогом с транзитных операций. В США такой сбор составляет 30 процентов от суммы вклада. "Этот опыт стоит перенять и России, это будет еще одной мерой по борьбе с нелегальными доходами чиновников", — считает Иванов.
Но есть риск, что европейские начинания так и не будут доведены до конца, сомневается профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов. Ведь экономика европейских офшоров во многом держится на банковской тайне. Создание системы обмена банковскими данными затеяно сейчас как метод привлечения денег в прохудившиеся бюджеты, но не факт, что удастся собрать ощутимые суммы, считает эксперт "РГ".
Он, впрочем, полагает, что большая открытость банковских сведений была бы полезна, в том числе для России. "Но главное, чтобы отслеживание счетов не повредило законопослушным людям. Поэтому российское финансовое законодательство надо приводить в порядок только параллельно с укреплением основных экономических институтов", — подчеркивает Абрамов.
Счет для визы
Сведения о состоянии счета часто запрашивают и посольства при выдаче визы. "Это законно и соответствует международным нормам, — говорит управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене. — Страна хочет понять, насколько вы платежеспособны, сможете ли о себе позаботиться. Других способов проверить это у страны нет. Гражданина никто не заставляет предоставлять этот документ. Он может и отказаться. Правда, и в визе могут отказать. Причем, даже без объяснения причин. Это тоже право страны".
Елена КУКОЛ, Роман МАРКЕЛОВ
